Современная культурная ситуация часто называется постмодернисткой, т.е. связанной с отсутствием универсальных ценностей, эталонов и норм. В таких условиях общество превращается в «общество спектакля», где истина, подлинность и реальность больше не существуют, а вместо них господствуют шоу-политика и шоу-правосудие.[1] Эти тенденции обусловливают изменение социальных регуляторов: морали, обычаев и права. Возникает проблема кризиса права, которое теряет то социокультурное значение, которое имело еще 200 – 300 лет назад, все больше превращаясь в технику политики, неэффективный инструмент воплощения властных решений.[2]
Повышению эффективности правового регулирования в современных условиях может способствовать, по нашему мнению, взаимодействие юриспруденции и паблик релейшенз (PR). Это взаимодействие имеет несколько вариантов развития: во-первых, «раздельное», самостоятельное существование двух этих видов деятельности и соответствующих наук, во-вторых, проникновение в деятельностном и научном плане методов PR в юриспруденцию с расширением предметной области последней. При таком варианте условно можно говорить о появлении PRава. Рассмотрим некоторые предпосылки для подобного преобразования системы социального регулирования.
Основной предпосылкой появления PRава, как мы уже отметили, является современная культурная ситуация релятивизма, относительности ценностей и норм. Как отмечает методолог С.В.Попов, возникает и распространяется вненормативное поведение (международно организованный бизнес, организованная преступность, терроризм и т.д.) и «катастрофический» тип мышления, не опирающийся на исторически сложившиеся образцы.[3] Ценностная относительность особо характерна для российского правосознания, в котором, как отмечают исследователи, основной доминантой является не законность, как на Западе, а справедливость.[4]
Следующей предпосылкой возникновения PRава через заимствования правом методов и предметных представлений именно из области PR является развитие гуманитарных технологий. При этом гуманитарными признаются, в варианте Щедровицкого П.Г. и Островского Е.В., технологии создания, изменения и обработки рамок и правил поведения людей. Одним из таких видов деятельности является PR. Вместе с тем, если задуматься, право, пожалуй, является тоже гуманитарной технологией, возникшей намного раньше связей с общественностью. Однако именно современные гуманитарные технологии, такие как PR, а не право, в ситуации неопределенности формируют новые общественно значимые смыслы и образцы деятельности, создают тот спектакль, в котором участвует общество. Вместе с тем, полностью списывать со счетов право нельзя, т.к. оно все еще пользуется определенным авторитетом и является признанным механизмом разрешения многих социальных противоречий.
Важнейшим условием взаимодействия права и PR является наличие точек соприкосновения этих сфер деятельности, которое особенно заметно при рассмотрении некоторых современные определения этих терминов.
PR определяется как «управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействия со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью)».[5] В более коротком, но емком определении PR – это сознательная организация коммуникации.
Коммуникация также лежит в основе общей теории права А.В.Полякова. Он пишет: «Право можно определить как основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого взаимодействуют путем реализации своих прав и обязанностей».[6] Информационную сущность права и, что важно для настоящей статьи, основанной на нем юридической деятельности подчеркивают также другие исследователи.[7]
Соответственно, и юридическая деятельность, и PR, с некоторой редукцией, можно привести к информационному «знаменателю», что дает возможность взаимодействия. В чем же будет проявляться PRаво?
Во-первых, PR-методы могут использоваться для поддержания представления о праве как самостоятельной социальной ценности, а также для формирования «имиджа» отдельных правовых норм. С помощью PR-составляющей можно обрабатывать обратную связь от общества для гибкого изменения элементов механизма правового регулирования. В результате, PRаво сможет стать искусством добра и справедливости в современных условиях.